После издания в 1922 году Советом Народных Комиссаров особого декрета о повсеместной организации на предприятиях народного хозяйства школ фабрично-заводского ученичества и специального закона о броне подростков в промышленности и транспорте при депо ст. Новосибирск была организована школа фабрично-заводского ученичества. Прием учащихся был произведен преимущественно из числа детей железнодорожников. Было принято 50 подростков для обучения по специальности слесарь по ремонту паровозов.
Новой школе было предоставлено одноэтажное деревянное здание на улице Вокзальная (ныне - ул. Д.Шамшурина), в котором были оборудованы 3 классные комнаты и канцелярия школы. Производственное обучение первоначально было организовано в цехе паровозного депо и только в 1923 году для учебных мастерских школе было передано небольшое здание на территории станции, в котором разместилась слесарная мастерская на 30 мест. Оборудование мастерской было самое простое: многоместные деревянные верстаки, тиски, разметочная плита, наждак и ручной сверлильный станок, - представляли все оборудование мастерской.
В следующем году в вагонном цехе была выделена одна смотровая канава, на которую для учащихся школы был поставлен на ремонт паровоз серии О-Д, требовавший среднего ремонта. В то время депо еще только начало восстанавливать свое хозяйство после разрухи, причиненной империалистической и гражданской войнами. Ремонтные работы велись кустарными приемами ручного труда, которые обусловили длительный срок обучения в школе (первоначально 4, а затем 3 года).Новое учебное заведение быстро завоевало популярность у молодежи. В школу ФЗУ приезжали подростки с линейных станций, для которых было организовано общежитие на 30 мест. Так школа работала до 1928 года.
План первой пятилетки вызвал резкое увеличение грузооборота на сибирской магистрали. Вместе с бурным развитием всего народного хозяйства, развивался восстановленный транспорт. Строились угольная магистраль Новосибирск-Белово, крупная сортировочная станция Инская и второй железнодорожный мост через Обь.
Транспорту требовались кадры квалифицированных рабочих и школа ФЗУ получает увеличенный план. Теперь школа готовит не только слесарей по ремонту паровозов, но и слесарей-автоматчиков, слесарей по ремонту вагонов. Ежегодный прием молодежи в школу увеличивается до 100 человек. Управлением дороги начато строительство трехэтажного каменного учебного корпуса, который вступил в строй в январе 1931 года. План подготовки кадров в школе ФЗУ растет с каждым годом первой пятилетки. Осваивается подготовка токарей, электросварщиков, столяров.
С помощью учащихся решается вопрос создания материальной базы. Во время летнего отпуска 1930 года весь коллектив школы едет на лесозаготовки, где заготовляет лес для строительства учебных мастерских и двух общежитий. В 1932-1934 годах увеличивается состав учащихся. Учащиеся второго года обучения проходят производственное обучение в цехах паровозного депо. Для обучения слесарей-паровозников депо выделяет школе цех подъемочного ремонта.
Учащиеся школы выполняют производственную программу депо, ремонтируют в месяц до 25 паровозов подъемочного ремонта. На базе школы ФЗУ организуется комбинат рабочего образования, ведущий подготовку массовых профессий для железнодорожного транспорта и вечерний техникум путей сообщения механической специальности.
В школе организуется подготовка сложных профессий: помощник машиниста паровоза и монтер автоблокировки, которые требовались для выполнения работ по реконструкции транспорта.
После 1935 года школа специализируется на подготовке паровозников и токарей.
В 1938 году школа получает новое здание общежития на 130 учащихся.
2 октября 1940 года Президиумом Верховного Совета Союза ССР был издан Указ об организации трудовых резервов.
1 декабря 1940 года начался первый учебный год в железнодорожном училище № 3. Общее число учащихся составило 250 человек, из них 231 юноша и 19 девушек. Но не успел закончиться учебный год, как началась Великая Отечественная война советского народа против гитлеровских захватчиков.
Железнодорожное училище г.Новосибирска принимает коллективы эвакуированных железнодорожных училищ из Орла, Жлобина и Конотопа, а также проводит увеличенный набор местной молодежи , выполняя задания правительства о подготовке смены, ушедшим на фронт.
Война изменила содержание учебной работы. Училище получает специальный заказ для нужд фронта. Все группы, работающие в учебных мастерских, были мобилизованы на его выполнение. Работа учащихся была построена в четыре смены из расчета круглосуточного использования оборудования. Начиная с ноября 1941 года и до конца войны, коллектив систематически выполнял и перевыполнял месячные планы по заказам для фронта.
Контингент учащихся к осени 1941 года составил 979 человек, из них 308 учащихся принято из эвакуированных училищ.
В годы войны особенно увеличился перечень профессий, по которым велась подготовка в училище:
1. Помощники паровозных машинистов.
2. Слесари по ремонту паровозов.
3. Слесари по ремонту вагонов и автотормозов.
4. Слесари по ремонту механического оборудования.
5. Слесари-инструментальщики.
6. Токари по металлу.
7. Кузнецы свободной ковки.
8. Столяры-краснодеревщики.
9. Бригадиры пути.
10. Дежурные по станции.
11. Монтеры СЦБ.
12. Формовщики-литейщики ручной формовки.
Учащиеся и педагогический коллектив ЖУ-3 в годы войны принимали активное участие в помощи фронту. В 1941 году слесари по ремонту вагонов работали по оборудованию бронепоездов.
20 апреля 1943 года Новосибирский Горком ВКП(б) и Кагановичский райком ВКП(б) поручает училищу оборудование 8 бронемашин для Сталинской Гвардейской дивизии. Училище выделило бригаду лучших учащихся под руководством зав. учебной частью Егорова А. С. и мастера группы Иконникова Н. К. Бригада работала по 36 часов без выходных дней, перевыполняя заданные нормы. В учебных мастерских было изготовлено более 500 токарных изделий.
Данное задание училищем выполнено в короткий срок - к 5 июля 1943, и Сталинская Гвардейская дивизия получила 8 боевых машин. На двух машинах: «Новосибирский комсомолец» и «Смерть Гитлеру» была сделана надпись: «От преподавателей и учащихся ЖУ-3 г. Новосибирска». Эта работа была высоко оценена Новосибирским Горкомом партии и Горисполкомом, наградившими передовиков ударной работы грамотами и ценными подарками.
В эти годы страна узнала о новом почине железнодорожников ,инициатором которого стал выпускник училища (1932 г.), Герой Социалистического Труда Николай Александрович Лунин.
В 1940 г. старший машинист Новосибирского локомотивного депо Н.А.Лунин стал инициатором нового принципа ухода за паровозом. Его бригада первой на сети железных дорог страны вдвое - второе увеличила межремонтные пробеги паровоза, что явилось серьезным резервом в работе транспорта. Этот почин вскоре получит широкое распространение по всей стране и войдет в историю как лунинское движение. А, его инициатор, Николай Александрович Лунин в январе 1941 года получает свою первую награду - Знак «Почетному железнодорожнику», также ему был передан юбилейный трехтысячный паровоз сине-голубого цвета серии ФД-3000, выпущенныйВорошиловоградским паровозостроительным заводом. Сегодня, подъезжая к станции Новосибирск-Главный, вы можете увидеть этот легендарный паровоз, застывший на вечной стоянке.
Из документа военных лет:
«Учащимися ЖУ-3 проведен воскресник в фонд обороны РККА. Всего собрано средств - 21451 руб. Собрано на подарки бойцам - 2030 руб. 30 коп. Собрано бойцами на пельмени - 50 килограмм муки».
В годы войны коллектив училища оказывал большую помощь сельскому хозяйству, выполняя заказы на изготовление запасных частей сельхозмашин, тракторов и инструмента.
Послевоенные годы характеризуются перестройкой учебного процесса. Восстанавливается учебное оборудование. В токарной мастерской обновляется станочный парк. Все станки переводятся на индивидуальный электрический привод. В слесарных цехах деревянные верстаки заменяются металлическими. Каждая слесарная мастерская обеспечивается наждачными, сверлильными и поперечно-строгальными станками.
В связи с переходом Новосибирского узла на электрическую тягу с 1952 года прекращен прием учащихся для обучения паровозным профессиям, и училище впервые приняло на обучение учащихся для подготовки по профилю электровозников.
С 1962г. на основании Постановления Совета Министров СССР от 03.03.1962г. № 259 и приказа ГУТР от 06.06.1962г. №146 ЖУ было переименовано в ГПТУ – 10
С 1984г. на основании приказа Новосибирского УПТО от 19.10.1984г.№157/4 ГПТУ-10 было переименовано в СПТУ-10
С 1989г. на основании приказа от 27.11.1989г. № 334 СПТУ-10 было переименовано в ПТУ-10
С 1994г. на основании приказа Комитета НПО от 15.11.1994г. № 101 ПТУ-10 было переименовано в ПУ-10
С 2002г. ПУ-10 был присвоен статус «Государственное образовательное учреждение», т.е. ГОУ ПУ-10
С 2005г. - ОГОУ НПО ПУ-10
С 2011г. - ГБОУ НПО НСО ПЛ-10 имени Н.А. Лунина
C 2014г. - ГБПОУ НСО "Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина"