Библиотечный час «Памяти героя будем достойны», посвященный юбилею дважды почётного железнодорожника, Героя Социалистического Труда, машиниста новатора Николая Александровича Лунина

21/05/2020 - 15:44

Во второй половине 30-х – начале 40-х годов ХХ века в народном хозяйстве СССР были широко распространены передовые, новаторские методы труда. Вся страна знала имена их авторов, которые щедро делились своим опытом, выступая на слётах передовиков производства. В печати, по радио говорили о шахтёре Алексее Стаханове, ткачихах Виноградовых, Евдокии и Марии, трактористке Паше Ангелиной, кузнеце Бусыгине и других. Славную плеяду стахановцев представлял и машинист Н.А. Лунин, инициатор передового метода работы по вождению и обслуживанию паровозов.
 
Николай Александрович родился в 1915 году в городе Ряжске Рязанской губернии. С родителями переехал в Новосибирск. В 1932 г. окончил школу ФЗУ им. С.А. Шварца на базе локомотивного и вагонного депо ст. Новосибирск Томской железной дороги для подготовки квалифицированных железнодорожных рабочих. После чего работал слесарем, затем помощником машиниста. В 1935 г., после обучения на курсах машинистов (ст. Тайга), встал во главе молодёжной паровозной бригады. Бригада была на хорошем счету у руководства дороги, в 1936 г. получила новый паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) № 20–1242, работая на котором, совершенствовала своё мастерство.
 
В январе 1940 г. Н.А. Лунин и его бригада предложили коллегам новый метод эксплуатации паровозов – проведение текущего ремонта силами самой паровозной бригады. Это позволяло резко увеличить межремонтный пробег и заметно сократить простои. 20 мая поставили перед руководством депо вопрос о переводе локомотива на хозрасчёт, отказались от помощи слесарей комплексной бригады, весь ремонт стали производить сами. К ноябрю 1940 г. лунинский паровоз был впервые поставлен на ремонт, совершив за время эксплуатации более 62 000 км пробега – вдвое выше планового. Областное партийное руководство одобрило новый метод работы, для его распространения бюро обкома ВКП (б) приняло 26 декабря 1940 г. постановление «О методе работы машиниста Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги тов. Лунина Н.А.».
 
Эффективный метод эксплуатации паровозов получил наименование «лунинского» и начал активно применяться на железных дорогах Советского Союза. В Новосибирск за передовым опытом стали приезжать машинисты из разных мест: из Москвы, Закавказья, Поволжья, Урала. Для лучшего изучения и применения новации сибиряков создавались специальные школы.
 
В январе 1941 г. Н.А. Лунин награждается знаком «Почётный железнодорожник», получает звание машиниста первого класса. Решением руководства Наркомата путей сообщения СССР его бригада получает юбилейный паровоз серии ФД 21-3000, выпущенный Луганским заводом имени Октябрьской революции.
 
Новой инициативой Лунина – в развитие предыдущей – стало овладение каждым членом бригады ремонтными специальностями. При значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей, этот почин получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей народного хозяйства в виде овладения смежными профессиями.
 
С началом Великой Отечественной войны требования к работе предприятий, в том числе железнодорожного транспорта, значительно повысились. В декабре 1941 г., выполняя задания НКПС, Лунин двумя паровозами доставил в Москву, где был острый топливный кризис, 5 000 тонн угля (100 вагонов!), при нормативе на одну машину 1 250 тонн. Доставлял такие составы на Урал, позднее – и в Ленинград. Тем самым положил начало новому движению – сверхтяжёлых поездов. 7 января 1942 г. вышел приказ Народного комиссариата путей сообщения «О развитии лунинского движения на железнодорожном транспорте в годы войны». Вскоре сверхтяжёлые составы шли по всем дорогам СССР, где это позволяло путевое хозяйство.
 
В апреле 1942 г. Н.А. Лунин стал лауреатом Сталинской премии и частями передал её в разные фонды: строительства подводной лодки «Новосибирский комсомолец», фонд детских домов и другие. 12 февраля 1943 г. обратился с письмом  в ЦК ВКП (б)  и Совнарком, сообщив  в нём, что на личные сбережения покупает 1000 тонн кузбасского угля и сам готов доставить эшелон с ним жителям героического Сталинграда. Нарком путей сообщения Л. Каганович  разрешил Лунину и его бригаде самим вести этот состав в город-герой.
 
5 ноября 1943 г. Указом ПВС СССР Н.А. Лунину, «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени», присвоено звание Героя Социалистического Труда.
 
После войны Николай Александрович Лунин – начальник Смородинского отделения паровозного хозяйства Южной железной дороги, депутат Верховного Совета СССР. В марте 1947 прославленный машинист, в составе делегации депутатов ВС, посетил Великобританию. В Уэльсе, после дружеского визита к шахтёрам, кто-то обратился к нему со словами: «Сибирь далеко, и мы не знаем, какие Вы там тяжеловесные поезда водите.
 
Вот если б своими глазами увидеть…» На что Лунин ответил: «Что ж, можно и посмотреть. Давайте я встану на вашем паровозе за правое крыло, а к крюку подцепите ещё один состав. Пусть поезд будет вдвое тяжелее обычного». На следующий день английские газеты сообщали: «Советский парламентарий, сибирский машинист Николай Лунин провёл самый тяжеловесный поезд в Англии. Машинист-феномен!». А, кроме того, добавляли, что имя Н. Лунина – это имя века.
 
В 1950 году Лунин – выпускник Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, направлен на руководящую работу. Трудился начальником Помошнянского, Тамбовского, Московско-Киевского, Московско-Рижского отделений железной дороги, заместителем начальника Московско-Рязанской дороги.
 
Николай Александрович Лунин скончался 3 октября 1968 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В числе его многочисленных наград – два ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, два знака НКПС «Почётный железнодорожник».
 
В Новосибирске установлены три мемориальные доски: на доме, где жил выдающийся новатор(ул. Салтыкова-Щедрина,1),на зданиях цеха эксплуатации локомотивного депо и колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина. Одна из площадей города (на пересечении улиц Нарымская и Челюскинцев) названа «Площадью лунинцев».
 
Весной 1985 г. ФД-3000 был установлен на постамент перед путепроводом через проспект Димитрова на ул. Ивачёва. Машина стала памятником истории регионального значения «Паровоз, который водил машинист-новатор Н.А. Лунин», на базе которого в 2005 г. был открыт Мемориал Славы труженикам тыла 1941-1945 годов. На стены тендера паровоза нанесён следующий текст. «Паровоз старшего машиниста Лунина Н.А. – Героя Социалистического Труда. Состав бригады: машинисты: Ласточкин И.Д.; Чирков Г.В.; пом. машиниста:  Шепталин В.И.; Цибизов Н.Ф.; Галагуш Д.А.; кочегары: Сливаков В.И; Гайворонский А.С.; Алексеенко И.Д.»; «Вечная Слава Труженикам тыла, обеспечившим своим самоотверженным трудом Победу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 года!».
 

 

Ресурсы

Информация о сайте

© 2014-2019 ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж транспортных технологий им. Н.А. Лунина» Сайт разработан в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 582 от 10.07.2013 Требования к структуре официального сайта образовательной организации в "ИТС “Интернет” и формату представления на нем информации” утверждены Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 №785

Наши контакты

г.Новосибирск,
ул. Дмитрия Шамшурина, 57

Телефоны для справок:
229-36-50, 229-36-55
Обращение граждан:
E-mail: info@nktt.ru

Прием посетителей с 8:30 до 16:30, суббота, воскресенье — выходной Подробнее
Мы вконтакте,Мы в Instagram,Мы в Youtube

57496215